Блог

Подготовка к школе

Чем ближе конец лета, тем больше родители задумываются над судьбой своего малыша: отдавать ли его на занятия по подготовке к школе, нужно ли это ребёнку, как понять — приносит ли пользу посещение занятий… Вопросов множество.
В нашем клубе дошкольное отделение начинает работу с сентября. И пока у нас ещё есть время, мы постараемся ответить на вопросы родителей.
А нужно ли моему ребёнку посещать занятия по подготовке к школе?

IMG_5708Отвечает Солдатова Елена Сергеевна
Если бы мне задали такой вопрос про времена моего детства, я бы ответила «нет». Всему учились дети прямо в школе, никакой подготовки не требовалось, программа была построена так, чтобы знания дети получали на уроках, и не были перегружены лишней информацией. Однако, как говорят учёные, каждые 10 лет объём информации удваивается. В нашем детстве не было ни компьютеров, ни мобильных телефонов, ни даже пульта от телевизора. Достижения цивилизации прочно вошли в нашу жизнь, и при этом объём информации, получаемый нашими детьми, увеличился, как снежный ком. При этом наши дети остаются всё теми же весёлыми и любознательными девчонками и мальчишками, какими были и мы.
Но теперь, чтобы успешно овладеть школьной программой, необходимо усваивать всё быстро, лучше сразу, не возвращаясь к повторению. Идти в школу желательно, умея читать, считать, хорошо говорить. Очень важно подготовить руку ребёнка к письму, научить его резать ножницами и держать в руках карандаш. Но гораздо важнее психологически подготовить малыша к тому, что его ждёт: регулярные занятия, домашние задания, общение в новом коллективе.
Важно всё это не для получения пятёрок или других знаков поощрения, а для того, чтобы ваш малыш чувствовал себя в школе комфортно, чтобы не делались уроки до позднего вечера, чтобы не повышалась температура от одной мысли: завтра в школу.
Вот десять вопросов. Если вы отвечаете «да» на каждый из них — поздравляем вас! Вам совершенно не нужно уделять время подготовке к школе!
Если же на большинство из вопросов вы ответите «нет», то занятия вам нужны.
1. Умеет ли ваш малыш играть со сверстниками в игры, требующие соблюдения правил?
2. Оставался ли он без вас на каких-либо мероприятиях? Может ли провести время без вашего сопровождения, только в кругу сверстников?
3. Имеет ли ребёнок своё личное мнение или легко попадает под влияние со стороны?
4. Умеет ли малыш разговаривать со взрослыми людьми? (уважительно, но соблюдая границы)
5. Имеет ли ваш ребёнок постоянные обязанности по дому?
6. Может ли ребёнок сам обслужить себя в общественном месте: одеться-раздеться, сложить свои вещи, посетить туалет?
7. Умеет ли ваш ребёнок резать ножницами?
8. Умеет ли ваш малыш завязать узелок или бантик, заплести косичку?
9. Может ли ваш малыш рассказать сказку?
10. Умеет ли ваш ребёнок читать?

Не расстраивайтесь, если большинство заданий оказалось трудновыполнимыми!
У вас ещё достаточно времени, чтобы позаниматься с малышом!
А мы расскажем вам , на что надо обратить особое внимание, как добиться результата от занятий. Завтра мы поговорим об учебниках для дошкольников.

 

Учебники для дошкольников

Сегодня мы поговорим об учебниках

Рассказывает  Солдатова Елена Сергеевна

Jpeg
Учебники для дошкольников

Учебники! Для дошкольников! Слово-то какое! А ведь детям ещё 11 лет в школе общаться с этими нужными книгами. Таскать их в рюкзаке, отмечать нужные странички, списывать с них тексты и… начинать потихоньку ненавидеть.
Когда моя дочь училась в 7 классе, то учительница по русскому языку на свои уроки велела носить, помимо учебника, орфографический словарь и дополнительный учебник Розенталя. Три книги на один только предмет! Не считая остальных шести уроков!
Представьте, как дети ненавидели эти учебники! Рюкзак был просто неподъёмен. Искривление позвоночника осталось на всю жизнь. И никаких возражений учительница не принимала.
Сейчас, я очень надеюсь, нашим детям можно будет закачать учебники в планшет, и носить хоть по пять книжек каждый день.
Но пока мои студенты ещё дошкольники, главная задача — сделать так, чтобы слово «учебник» не стало ненавистным ещё до школы. И дело не только в весе, но, в первую очередь, в содержании.
Наверняка, вы держали в руках развивающие пособия различных авторов. Сейчас их огромный выбор. Они очень разные по цене, по качеству иллюстраций, бывают даже многократно используемые пособия, на которых можно рисовать и затем стирать. Но если вы предложите мне выбрать идеальный учебник, то я не смогу этого сделать.
Когда нужно отложить пособие для дошкольников в сторону:
— когда в пособии требуется от ребёнка «допиши цифру» или « вставь букву» — разве детей уже научили писать цифры и буквы, чтобы требовать их изобразить?
— когда рисунки мелкие и неразборчивые — у детей пропадает желание их рассматривать;
— когда бумага , на которой напечатана книжка, похожа на промокашку — как раскрасить в ней фломастером?
— когда среди заданий есть такие, в которых требуется рисовать узоры по мелким клеточкам – дошкольники должны пользоваться только крупной клеткой...
Кроме этого, даже в самых замечательных пособиях всегда есть свои особенности. Например, нежно любимый мною букварь Жуковой у многих моих учеников никак не воспринялся для занятий. Секрет прост: на третьем или четвёртом уроке изучается звук С. Логопеду это очень удобно — сразу выяснить, кто из деток не может произнести этот звук, и сразу начать выправлять положение. А на обычных развивающих занятиях или дома с родителями, эту страничку можно просто пропускать – настолько сильна ситуация неуспеха, настолько сильно расстраиваются малыши, что не могут произнести этот звук, не могут составить с ним слог и прочитать верно. Помните рассказ Драгунского про шишки? Перечитайте его ещё раз!
Что же делать?
— относиться к учебникам очень критично, не стремиться выполнить все задания, которые приведены в пособии
— стараться в первую очередь искать такие пособия, которые развивают логику, внимание, память, а не заставляют учить буквы и цифры
— не забывать о раскрашивании картинок! Секрет: дети любят раскрашивать мелкие элементы гелевыми ручками. Пусть! Купите набор ручек в фикс-прайсе, и пусть рисуют!
Я не одобряю практику многих развивающих центров брать для занятий пособия, которые используются в образовательных учреждениях. Для руководителя студии это очень удобно — всё уже придумано, не нужно ничего разрабатывать или добавлять. Но для ребёнка-дошкольника нет никакой гарантии в том, что придя в школу, он не начнёт тот же учебник заново.
Для меня использование школьных пособий – это признак непрофессионализма. Значит, сам педагог ничего придумать для занятий не может, только выполняет чужие замыслы. Самый лучший педагог-дошкольник в Чертаново, Татьяна Ивановна Карсавина, никогда не пользовалась школьными книжками. Ей хватало умения дать детям знания и навыки и без них.
Как работаю я
Во-первых, я разрабатываю задания для каждого занятия в каждой группе, так как всегда требуется что-то повторить, что-то добавить, и в каждой группе задания будут свои.
Раньше лист заданий составлялся на ксероксе, сейчас, ура, существует сканер и принтер.
Во-вторых, мы работаем не в тетради, а в альбоме — для развития моторики, умения ориентироваться на листе бумаги, особенно в первые полгода занятий, это гораздо удобнее. Дошкольники, которым предстоит в сентябре отправиться в школу, с января начинают работать в тетрадках, выполняя игровые упражнения, которые помогут в дальнейшем освоить навык письма.
И самое важное — нельзя ограничиваться рамками письменных заданий!
Дети должны играть, двигаться, выполнять задания с предметами. Каждому на занятии надо уделить внимание. Поэтому у нас в группах не более 6 человек.
Игры на развивающих занятиях — это наша следующая тема. Мы постараемся снять небольшой фрагмент нашего занятия и показать вам. Всегда лучше увидеть, чем услышать!